четверг, 19 июня 2014 г.

Девятый книжный фестиваль как источник педагогических идей (продолжение).

  Философский практикум для детей. Кристоф Ван Россем, бельгийский философ, отец троих детей, конечно, не изучал ФГОС. Но тем не менее с блеском продемонстрировал то, на чем наши новые стандарты основаны, - деятельностный подход к воспитанию (обучению) детей.
 Тема сократического диалога, который он проводил, - "Буллинг (травля): как об этом говорить?" Ведущий создал такую ситуацию, которая потребовала от участников практикума обобщения их жизненного опыта. Оказалось, о травле наши дети знают не понаслышке. И они разговорились. А технология такая.
   Сначала Кристоф посадил детей в кружок и спросил (через переводчика):
    - Был ли у вас опыт буллинга?
Ребята по очереди рассказали несколько историй.
   - Какую из этих историй возьмем за основу обсуждения? Почему?
Ребята высказываются. Выбрали Дашину историю об однокласснице Л. Всех поразила изощренная форма травли - игра в "вирус Л": кто дотронется до Л или принадлежащих ей предметов, тот считается зараженным.

   - Даша, расскажи об Л подробнее. А ребята спросят тебя, если им еще что-то захочется узнать об Л. ... (Слушают, задают вопросы).
   - А теперь сделаем шаг вперед (каждому выдается лист бумаги и фломастеры). Если вы считаете, что ситуация, обрисованная Дашей, - это буллинг, так и напишите. А далее укажите, какие типичные черты травли вы здесь обнаружили. Если вы не считаете это буллингом, тоже обоснуйте свою точку зрения.
Готовые листы  вывешиваются на стену. Все, что на них написано, добросовестно зачитывается ассистентом (переводчицей).
   - Какие из признаков, названных вашими товарищами, вы считаете типичными для ситуации буллинга, а какие несущественными, нетипичными?
   Идет обсуждение. Кристоф внимательно следит за тем, чтобы высказались все, кто хочет, и очень тактично, но решительно помогает закруглиться тем, кто слишком разговорился.
   Потом в кружок садятся взрослые и обсуждают проблему.
Дети очень внимательно слушают, потому что получили задание сформулировать свое отношение к высказываниям взрослых. Взрослые произнесли свои речи, дети что-то одобрили, с чем-то не согласились.
   Теперь взрослые и дети садятся вместе в один круг. Кристоф задает вопрос, который оказался самым трудным:
  - Итак, почему буллинг - это проблема?
  Помолчали, подумали...
Да, сказали дети, буллинг - это проблема
- для того, кого травят, потому что...
- для тех, кто участвует в травле, т.к....
- для наблюдателей, которые пытаются держаться нейтрально...
- для учителей...
- для родителей...
 Разговор подходит к концу. Я жду, когда Кристоф, который пока мало говорил, но много слушал, скажет свое веское, ученое заключительное слово. Надо же объяснить, как бороться с этим ужасным явлением. Рецепт нам, пожалуйста...
  Но Кристоф Ван Россем - мастер своего дела. Он спросил только, как ребятам понравилась такая форма беседы, - и все!
  Ну да, конечно, все правильно... Дети думали, говорили, получили оценку со стороны собеседников, осознали свою позицию как одну из многих, преодолели эгоцентризм, поучились слушать, спорить, общаться. И главное, рассмотрели проблему со всех сторон и поняли, что она для них значит.      
 Как вы считаете, смогут ли они теперь решить, что им делать, если столкнутся с ситуацией травли в школе? Мне кажется, смогут.
   


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...